Главная\Новости\Маршрут первого троллейбуса: Ленинградскому проспекту 60 лет

Маршрут первого троллейбуса: Ленинградскому проспекту 60 лет

« Назад

Маршрут первого троллейбуса: Ленинградскому проспекту 60 лет 29.11.2017 10:49

Ровно 60 лет назад, в декабре 1957 года, на карте Москвы появился Ленинградский проспект. Тогда Моссоветом было решено выделить в виде проспекта часть Ленинградского шоссе: от Белорусского вокзала до пересечения с Волоколамским шоссе.

По Ленинградскому проспекту начали ходить первые в СССР троллейбусы. По нему же ездил в свою загородную резиденцию Леонид Брежнев. Сегодня Ленинградка, пережившая масштабную реконструкцию, — самая широкая улица в Москве. О том, как выглядел Ленинградский проспект в советское время — в фотогалерее «РБК-Недвижимости»

Белорусский вокзал (Брестский) в 1900 году
Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС с дореволюционной открытки

Еще в XIV веке на месте Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе проходила дорога, которая связывала Москву с Тверью и Новгородом. В XIX веке она была продолжена до Санкт-Петербурга. Поэтому тракт со временем стали называть Петербургским, потом Петроградским, а затем Ленинградским шоссе

Площадь Тверская Застава и Ленинградское шоссе. 1936 год
Фото: ИТАР-ТАСС

До начала XX века район вокруг шоссе был застроен неоднородно. Там стояли и доходные дома, и фабричные постройки, и небольшие особняки и дачи, а дальше от центра города — деревенские дома. В гражданскую войну многие ветхие дома разобрали на дрова, так что появилось много участков под застройку. Однако благоустройством трассы московские власти по-настоящему занялись уже в 1930-е годы. На формирование облика проспекта ушло много лет, и сейчас на нем собраны разные образцы советской архитектуры 1930–1960 годов.

Вид на Ленинградский проспект и Белорусский вокзал. 1976 год
Фото: Мастюков Валентин / Фотохроника ТАСС

Проспект начинается от Белорусского вокзала, а если точнее — от Тверского (бывшего Брестского) путепровода, проходящего над путями железной дороги и соединяющего проспект с 1-й Тверской-Ямской улицей. И современное здание вокзала, и путепровод построены в начале XX века по проекту архитектора Ивана Струкова.

Троллейбус на улице Горького. 1939 год
Фото: Федор Кислов /Фотохроника ТАСС

В 1930-х годах улицу покрыли асфальтом, вдоль тротуаров поставили электрические фонари. В 1933-м по Ленинградке проложили первый в СССР маршрут троллейбуса: от площади Тверская Застава до Покровского-Стрешнева. Троллейбусы были выкрашены в темно-синий цвет с кремово-желтой полосой сверху и ярко-желтой обводкой снизу. На большей части маршрута линия была однопутной, двупутная вела лишь до стадиона «Динамо»

Стадион «Динамо» в Москве. 1980 год
Фото: Виктор Кошевой / Фотохроника ТАСС

Стадион «Динамо» был построен на Ленинградском проспекте в 1928 году — к открытию Всесоюзной спартакиады. Стадион имел три трибуны высотой 16 м, рассчитанные на 25 тыс. зрителей. Под трибунами располагались три спортивных зала для гимнастики, бокса и борьбы, тиры, раздевалки, душевые, кабинеты врачей и служебные помещения. Рядом находились запасное футбольное поле, баскетбольные и городошные площадки, а также теннисные корты.

Скопление народа на станции метро «Динамо» в день большого футбола. 1988 год
Фото: Уткин Игорь / Фотохроника ТАСС

План строительства линии метро, располагающейся вдоль современного Ленинградского проспекта, появился в 1932 году. В сентябре 1938 года состоялось открытие станции метро «Динамо». Станция вошла в состав участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. Два наземных вестибюля станции, построенные около стадиона «Динамо», были рассчитаны на обслуживание больших пассажиропотоков во время спортивных соревнований. Главным мотивом в оформлении станции стал советский спорт.

Станция метро «Аэропорт». 1976 год
Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС

Замоскворецкая линия метро, построенная в 1930-е годы, значительно разгрузила Ленинградский проспект, а также соединила Московский аэровокзал с Белорусским вокзалом. Всего на Ленинградском проспекте три станции метро: «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол»

Итальянская киноактриса Клаудиа Кардинале выходит из гостиницы «Советская». 1968 год
Фото: • Лев Портер / Фотохроника ТАСС

Гостиница «Советская» открыта в 1952 году в здании популярного среди дореволюционной элиты ресторана «Яръ» — его частыми посетителями были Савва Морозов, Антон Чехов, Федор Шаляпин, Максим Горький. По приказу Иосифа Сталина здание перестроили под гостиницу, долгое время здесь жил его сын Василий Сталин. Сейчас в этом здании также размещается цыганский театр «Ромэн»

Ленинградский проспект вечером. 1972 год
Фото: Василий Егоров / Фотохроника ТАСС

Ленинградский проспект заканчивается на пересечении с Ленинградским и Волоколамским шоссе. Здесь с советских времен размещается «Гидропроект» — ведущая организация, проектирующая гидротехнические сооружения. По ее проектам в СССР было построено более 250 ГЭС

Тоннель на Ленинградском проспекте. 1976 год
Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС

В советское время Ленинградское направление считалось элитным. Ленинградка даже была правительственной трассой — она вела в загородную резиденцию Леонида Брежнева «Завидово»

Вертолеты московского аэровокзала на Ленинградском проспекте. 1966 год
Фото: Акимов Николай, Грановский Наум / Фотохроника ТАСС

На Ленинградском проспекте (д. 37, стр. 6) в советское время располагался Московский аэровокзал. Он был построен рядом с Центральным аэродромом им. Фрунзе на Ходынском поле. В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро, станцию назвали «Аэропорт». С 1960 по 1971 год на аэродроме функционировала «Центральная вертолетная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево

ид на Ленинградский проспект в сторону области. 2017 год
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Ленинградский проспект и одноименное шоссе пережили масштабную реконструкцию, которая началась еще в середине нулевых и заняла больше десяти лет. По ходу магистрали построили тоннели, боковые проезды расширили на две-три полосы, создали полосы для общественного транспорта, реконструировали шесть и возвели три пешеходных перехода. Сегодня Ленинградка — самая широкая улица в Москве (ее ширина с тротуарами доходит до 120 м)

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5a1c194a9a79477fdaa5514a


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить